Главным для детей дошкольного возраста является развитие у них лексической стороны речи (словарный запас), грамматического строя речи, диалогической и монологической речи как средства общения. Важно, что ребёнок дошкольного возраста постепенно смог осуществлять общение в различных видах деятельности.
Для детей младшего дошкольного возраста главным является:
- развитие понимания речи,
- развитие фразовой речи,
- расширение словарного запаса,
- развитие грамматического строя речи
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- развитие артикуляционной моторики (движений органов артикуляции: губ, языка и т.д.)
Для детей среднего дошкольного возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, больше внимания уделяется развитию связной речи.
Игровые упражнения по формированию грамматически правильной речи направлены на усвоение нормативного употребления падежных окончаний имён существительных и личных местоимений (напр.: нет (чего?) карандашей и т.д.), также форм согласования прилагательных и числительных с существительными в роде и числе (напр.: два карандаша, пять карандашей и др.) и т.д.
Развитию связной речи (т.е. умения излагать свои мысли последовательно, без отвлечения на лишние детали) способствует разноплановый речевой материал, позволяющий ребёнку овладеть коммуникативными умениями. Связная речь включает в себя: диалогическую и монологическую речь. Например, рассматривание картинок, анализ близких жизненному опыту ребёнка ситуаций, какие-либо эмоционально значимые ситуации, действия для ребёнка – всё это побуждает его к вступлению в диалог. А это способствует формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, уточнению представлений об окружающем мире. Как правило, изначально формируется диалогическая речь, более сложной формой речи для дошкольника является монологическая речь.
В старшей и подготовительной группах, помимо игр на обогащение словаря, планируются игры и упражнения, которые способствуют формированию навыков словообразования: образование родственных слов (лес – лесной, лесник и др.), образование относительных прилагательных (стол из дерева – деревянный и др.) Для детей данного возраста значительно усложняются задания, которые предъявляются детям среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте появляются новые разделы: «Обучение грамоте», «Совершенствование слоговой структуры речи» (направлен на отработку слов сложной слоговой структуры – кукуруза, морковка и др., также на заучивание чистоговорок и скороговорок).
Ведущим видом игровой деятельности для дошкольников является игровая. Поэтому, уважаемые родители, когда Вы занимаетесь с ребёнком, предлагайте ему задания в игровой форме. Это оживит процесс развития Вашего ребёнка и результаты будут намного продуктивнее. Важно сформировать интерес у ребёнка к занятиям, а не вызвать обратную реакцию. Задания предлагайте, начиная с легких, постепенно переходите к более сложным упражнениям. Немаловажным является создании ситуации успеха для ребёнка, что проявится в различных поощрениях (словесных, например и др.) Также следует отметить то, что задания дошкольнику необходимо предъявлять парциально, чередуя разные виды деятельности, чтобы не вызвать перенапряжения у ребёнка.
Игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста:
- Расширение словарного запаса по разным лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Птицы» и др.):
- «Что делает?» (направлено на формирование умения активно использовать глаголы в речи); Игровой материал: простые сюжетные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, что (кто) это? (ребёнок отвечает)
Скажи, что делает (ют):
- повар (варит, жарит, моет, чистит, режет и т.д.)
- дети на зимней прогулке (лепят, катаются, играют и т.д.)
- птицы (летают, прыгают, клюют и т.д.)
* в случае трудностей называния ребёнком слов взрослый начинает называть цепочку и предлагает ребёнку сказать: Что еще делает …?
- «Скажи, какие?» (направлено на пополнение словарного запаса ребёнка качественными прилагательными); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, что (кто) это? (ребёнок отвечает)
Скажи:
Снег какой? – белый, …, …
Лиса какая? – рыжая, хитрая, ..,..
* в случае трудностей называния ребёнком слов взрослый начинает называть цепочку и предлагает ребёнку сказать: Какой еще …?
- Развитие грамматического строя речи:
- «Скажи ласково» (направлено на ознакомление ребёнка с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имён существительных); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, что (кто) это? (ребёнок отвечает)
Давай попробуем назвать ласково: птица - птичка, хвост – хвостик, суп – супчик и т.д.
*как правило, взрослый показывает образец называния, далее ребёнок будет действовать по образцу
- «Один - много» (направлено на развитие понимания и правильное употребление имён существительных множественного числа, именительного падежа); Игровой материал: предметные картинки (парные)
Инструкция: Посмотри на картинку (показываете картинку с изображением одного предмета), что (кто) это? (ребёнок отвечает) Далее предъявляете следующую картинку с изображением нескольких таких предметов, перед ребёнком две картинки, сообщаете ребёнку: тут тарелка – тут.. тарелки. Следующие по аналогии: тут ворона – тут вороны, тут чашка – тут чашки и т.д.
Игровые упражнения для детей среднего дошкольного возраста:
- Расширение словарного запаса по разным лексическим темам («Профессии», «Зима. Зимние забавы» и др.):
- «Скажи наоборот» (направлено на развитие умения подбирать слова с противоположным значением);
Инструкция: Послушай внимательно, я начну говорить, а ты продолжишь:
Летом дни жаркие, а зимой …
Снег мягкий, а лёд …
У синицы хвост короткий, а у сороки …
- Развитие навыков словообразования:
- «Назови ласково» (направлено на умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, что (кто) это? Попробуй назвать это ласково:
Снег – снежок, снежочек, .. Лёд – ледок, ледочек, .. Воробей – воробышек, .. и др.
- «Разные магазины» (направлено на умение образовывать прилагательные от существительных);
Инструкция: Послушай внимательно и скажи:
Магазин, в котором продают хлеб .. (хлебный)
Магазин, в котором продают продукты .. (продуктовый) и др.
*важно, что ребёнок правильно называл прилагательные, если назвал неправильно, назовите правильно сами и предложите ребёнку повторить снова то или иное прилагательное.
- Серия упражнений: «Кто в чём?», «Кто на чём?», «Что у кого?» (направлены на развитие умения правильно употреблять простые предлоги); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку и скажи, кто это? (Где …? В чем? У кого?)
Синица на дереве. Дятел в дупле ..
Мальчик в куртке. Девочка в шубе..
Лопата у мальчика. Лыжи у девочки… и др.
- Развитие навыков словоизменения:
- «Посчитай!» (направлено на умение правильно согласовывать существительное с числительным); Игровой материал: предметные картинки (1 предмет, 3 предмета, 5 предметов)
Инструкция: Посмотри на картинку, что это? Давай посчитаем:
Одна груша, три груши, пять груш;
Одно яблоко, два…
*обращайте внимание на окончания в словах
- Развитие связной речи:
- «Составь предложение» (направлено на умение составлять распространенные предложения); Игровой материал: сюжетные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку внимательно и попробуй рассказать, что на ней нарисовано, что происходит на картинке.
*в случае возникновения трудностей у ребёнка, взрослый первым называет предложение и предлагает ребёнку продолжить.
Игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста:
- Расширение словарного запаса по разным лексическим темам («Праздники», «Профессии» и др.):
- «Угадай предмет по его признакам» (направлено на умение подбирать существительные к заданным прилагательным);
Инструкция: Сейчас я назову тебе признаки какого-то предмета, а ты попробуй отгадать, что это такое?
Белый, пушистый, скрипучий, холодный… (Снег)
Маленький, шустрый, пугливый, голодный … (Воробей) и т.д.
*после данной игры можно предложить ребёнку сыграть в игру наоборот: он загадывает вам слово, называя только его признаки. Данную игру можно варьировать, начав называть глаголы вместо прилагательных (Инструкция: Я тебе назову действия чего-то или кого-то, а ты отгадай, о ком я говорю: Трещит, ломается, тает, намерзает.. (Лёд) и т.д.)
- Развитие грамматического строя речи:
- «Один - много» (направлено на умение употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже); Игровой материал: предметные картинки (парные)
Инструкция: Посмотри на картинку (показываете картинку с изображением одного предмета), что (кто) это? (ребёнок отвечает) Далее предъявляете следующую картинку с изображением нескольких таких предметов, перед ребёнком две картинки, сообщаете ребёнку: одна птица – много .. (птиц), одна снежинка – много .., один воробей – много…, одно зеркало – много… и др.
*обращайте внимание на окончания в словах
- Развитие связной речи:
- «Составь рассказ» (направлено на умение устанавливать причинно-следственные связи и составлять рассказ, использую сложные предложения); Игровой материал: сюжетный ряд картинок (3,4)
Инструкция: Посмотри на картинки, на них произошла какая-то история, но они перепутались, попробуй разложить их в правильном порядке и рассказать историю по картинкам.
*если возникли трудности у ребёнка, взрослый берет первую картинку и говорит: Эта самое начало истории, первая картинка, попробуй найти, что же было дальше и выложи картинки по порядку. Как только выложил по порядку, предложите ребёнку рассказать историю от начала до конца.
- Развитие языкового анализа и синтеза:
- «Какой первый?» (направлено на умение называть первый звук в слове, на развитие навыка звукового анализа)
Инструкция: Я назову тебе слово, а ты скажи, какой первый звук слышится в этом слове? (каша, машина, зонтик и др.)
*в случае трудностей у ребёнка взрослый голосом выделяет первый звук в слове: мммашина и предлагает ребёнку определить, какой звук первый?
- «Где живет звук?» (направлено на умение определять место заданного звука в слове)
Инструкция: Послушай слово: санки, как ты думаешь, где живёт звук с в этом слове? В начале, в середине или в конце слова? (по аналогии звук с в словах: компас, маска и так далее) *в случае трудностей у ребёнка взрослый голосом выделяет нужный звук в слове: сссанкии, предлагает ребёнку определить, где живет звук с?
Игровые упражнения для детей подготовительной группы:
- Расширение словарного запаса по разным лексическим темам («Обувь. Головные уборы», «Праздники», «Профессии» и др.):
- «Угадай предмет» (направлено на умение подбирать существительные к заданным прилагательным);
Инструкция: Сейчас я назову тебе признак какого-то предмета, а ты попробуй отгадать, что это такое?
Снежный - .., ледяная - .., пасмурная - ..., меховая - .., теплые - .., …
- Развитие языкового анализа и синтеза:
- «Какой первый?» (направлено на умение называть первый звук в слове, на развитие навыка звукового анализа); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, назови ее, скажи, какой первый звук слышится в названии этой картинки? (стол, карандаш и др.)
*в случае трудностей у ребёнка взрослый голосом выделяет первый звук в слове: ссстол и предлагает ребёнку определить, какой звук первый?
- «Где живет звук?» (направлено на умение определять место заданного звука в слове – названии картинки); Игровой материал: предметные картинки
Инструкция: Посмотри на картинку, назови ее, как ты думаешь, где живёт звук с в этом слове? В начале, в середине или в конце слова? (по аналогии звук с в словах: компас, маска и так далее)
*в случае трудностей у ребёнка взрослый голосом выделяет нужный звук в слове:массска, предлагает ребёнку определить, где живет звук с?
- «Цепочка слов»(направлено на развитие умения определять первый звук в слове с использованием предметных картинок; и на развитие умения определять последний звук в слове с использованием предметных картинок) Игровой материал: предметные картинки (карандаш – шкаф – флажок – ключ – чайник – книга – автобус – стул – лимон - ножницы).
(На столе у ребёнка лежат карточки, у взрослого – картинка «карандаш»)Инструкция: Сейчас мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнётся со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Как только найдёшь предмет с таким названием на картинке, присоедини её к предыдущей картинке и назови свой предмет так, чтобы чётко слышался последний звук в слове. Если ты найдёшь сразу два предмета, то ты сам выбираешь, какой из них присоединить.
Когда будет выложена вся цепочка, взрослый предлагает ребёнку назвать предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звук в каждом слове.
Источники:
- Кислякова, Ю. Н., Развитие речи. Занимательные игрыи упражнения/ Ю.Н. Кислякова, М.В. Былино.- Мн.: Народная асвета, 2013. - 111 с.
- Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Мн.: НИО, 2007. – 248 с.
- Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
- Ярмошук О.С., Поиграйте со мной дома!: Консультации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста / О. С. Ярмошук, В. В. Гончарук. — Мозырь: Белый Ветер, 2012. — 72 л. — (Материалы для оформления наглядно-консультационного уголка для родителей в детском саду).